От Саламина до Мидуэя. История войны на море
От Саламина до Мидуэя. История войны на море
Вопросы М.Э. Морозову. Господа! Если вы имеете вопросы, касающиеся действий нашего флота и авиации в ВОВ , то можете задать их персонально Мирославу Эдуардовичу вот здесь

АвторСообщение
поручик Бруммель
администратор


Пост N: 855
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.07.08 13:15. Заголовок: Нагирняк В. "Североамериканская одиссея Эриха Топпа"


Владимир Нагирняк

Североамериканская одиссея Эриха Топпа



На протяжении всей «Битвы за Атланику» во время Второй Мировой Войны существовало несколь-ко периодов, когда действия немецких подводных лодок имели необычайно высокую результативность при очень небольших потерях с их стороны. Несомненно, то, что к такому счастливому времени для немецкого подводного флота можно отнести первое полугодие 1942 года. Тогда благодаря его действиям у Восточного побережья США, в Мексиканском заливе и Карибском море торговый флот союзников понес большие потери от атак подводных лодок, особенно в нефтеналивных судах.

По данному периоду деятельности немецких ПЛ зарубежными историками написано весьма большое количество трудов, в которых события, происходящие на тот момент в американских водах, достаточно хорошо освещены. Однако для нашей страны эти события все-таки еще остаются «белым пятном» в истории Второй Мировой Войны, даже не смотря на то, что некоторые книги западных авторов были переведены на русский язык. К примеру, информацию о действиях «семерок» у Восточного побережья США, российский любитель военно-морской истории может почерпнуть только из работы американского историка Клэя Блэйра, не так давно переведенного на русский язык, но уже успевшего стать библиографической редкостью. Поэтому в данной статье на примере одного из самых результативных походов лодки серии VIIC к берегам Северной Америки автором сделана попытка осветить событиями, происходящие в американских водах весной 1942 года, в которых «семерки» сыграли не последнюю роль.

Первое появление «семерок» у берегов США



В январе 1942 года у восточного побережья США немецкий подводный флот начал осуществление операции «Паукеншлаг», суть которой состояла в нанесении одновременно внезапного и сильного удара по морским коммуникациям нового противника силами группы подводных крейсеров IX серии. В отличие от юрких и маневренных конкурентов из VII серии, неповоротливые «морские коровы»(см.ссылку №1), не имевшие больших успехов в атаках английских конвоев в Северной Атлантике, были более полезны у берегов Соединенных Штатов в условиях практически отсутствующей ПЛО противника за счет большего запаса топлива и торпед. «Семерки» же были собраны в «отвлекающую группу» в канадских водах у полуострова Новая Шотландия и острова Ньюфаундленд. Своими действиями они должны были оттягивать на себя противолодочные силы союзников, позволяя тем самым «девяткам» действовать у берегов США с максимальной эффективностью.

Однако командующий немецким подводным флотом Карл Дёниц считал, что лодки серии VIIC так же могут принимать участие в охоте на вражеские суда у американского побережья, несмотря на меньший запас топлива, чем у лодок серии IXB и IXC(см.ссылку №2). Для проверки этой теории на практике в феврале 1942 он перенацеливает в район Нью-Йорка три «семерки» U 564,U 653 и U 432 входившие в группу лодок этой серии, отправленную в январе к берегам Канады. Действия этих трех лодок показали, что при строгой экономии топлива лодки серии VIIC вполне могут действовать там от 7 до 10 дней без какой либо дозаправки горючим. Помимо этого U 432 добилась существенных успехов, потопив у берегов США 5 судов общим тоннажем 25 107 тонн, что еще более убедило Деница в правильности его решения.

Благодаря этому эксперименту, все 9 «семерок», вышедшие в поход в феврале 1942-го, были отправлены в к побережью Соединенных Штатов. Однако своей операционной зоны достигли только 6 из 9 субмарин, тем самым, став первой группой лодок этой серии, массово действующей в этом районе Атлантики(см.ссылку №3). Всего же в период с декабря 1941 года по август 1942 к берегам США и Канады было направленно 8 групп лодок VII серии, которые насчитывали в себе от 3 до 20 единиц. За это время «семерки» совершили 104 похода, в ходе которых они потопили 225 судов общим тоннажем 1 111 371тонн.

Восьмой поход U-552



В первой половине марта 1942 года в море вышли 7 лодок VII серии, в числе которых была и U 552, оставившая свое «стойло» в бункере Сен-Назера 7 марта. Данные субмарины являлись авангардом четвертой «волны» немецких ПЛ, вышедшей в этом месяце к берегам Северной Америки и включавшей в себя в общей сложности 20 «семерок» и 6 подводных крейсеров IX серии. Командир U 552, капитан-лейтенант Эрих Топп (Erich Topp) на тот момент являлся одним из самых опытных командиров в подводном флоте Германии и с июня 1941 года носил на своей шее высшую награду Третьего Рейха – Рыцарский Крест. В период с июля 1940 по март 1942 г., командуя сначала «каноэ» U 57 (тип IIC), а затем и своей нынешней лодкой он совершил 10 боевых походов, в ходе которых он потопил 20 судов общим тоннажем 121.089 тонн и два военных корабля. Для U 552 это поход в Атлантику под его командованием был восьмым по счету и первым к восточному побережью США.


Капитан-лейтенант Эрих Топп


U 552 у бункера в Сен Назере

Подводные лодки ждал нелегкий переход через Атлантику, в которой бушевала непогода, и в связи с этим лишний расход драгоценного для «семерок» топлива был неизбежен. Однако компенсировать его должны были первый немецкий подводный танкер U 459 и U A, также играющая роль заправщика, в задачу которых входила дозаправка лодок горючим в открытом море. В целом же командование немецкого подводного флота оценивало обстановку и перспективу действия лодок с учетом этих факторов следующим образом:

«В настоящее время действиям ПЛ у побережья Северной Америки значительно препятствуют погодные условия. В районах восточнее и южнее Ньюфаундленда и до побережья Новой Шотландии преобладают очень низкие температуры, в результате это приводит к сильному обледенению субмарин. Видимость очень плохая, туман и сильное волнение на море.
Согласно рапортам с лодок, на протяжении всего побережья между Нью-Йорком и мысом Гаттерас сильные шторма. Судоходство на протяжении всего американского побережья ранее стабильное, вне зависимости от потопления судов подводными лодками, теперь кажется, имеет интервалы в движении.
Перспектива успешных действий средних лодок (тип VIIC) в американской операционной зоне ограничена этими двумя факторами, однако имеется и положительный момент, поскольку присутствие подводного танкера позволит им находиться в районе действия у побережья достаточно долго».
(см.ссылку №4)

Этот переход через океан для U 552 не отличался чем-либо от условий, в которых на тот момент его пересекали другие лодки. Погода не баловала немецких подводников, а после 18 марта и вовсе разыгрался сильный шторм. U 552 пришлось погрузиться и продолжить свой путь в подводном положении, так как борьба с волнением океана в 11 балов приводила к большому расходу топлива. Небольшой 700-тонной лодке продолжать сражаться с огромными волнами, было делом абсолютно бессмысленным. Подобное положение вещей продолжалось до 21 марта, пока шторм потихоньку пошел на убыль, но видимость все еще оставляла желать лучшего. На следующий день на U 552 приняли радиограмму с U 404 капитан-лейтенанта Отто фон Бюлова в штаб Денница, которая обнаружила и атаковала вражеский конвой.

Топп решил не связываться с конвоем фон Бюлова, так как перерасход топлива в случае его поиска и преследования мог превысить допустимые нормы и сделать затруднительным выполнение основного задания. А вскоре и он сам обнаружил конвой, зафиксировав визуальный контакт с ним 23 марта в 01:30 Центрально-Европейского времени. (см.ссылку №5) Доложив в штаб об обнаружении конвоя, Топп начал его преследование. Однако все завершилось неудачей, так как лодка, идя против большой волны на полной мощности двух дизелей, не смогла догнать конвой, имеющий скорость в 12-14 узлов. Погода все еще не сопутствовала «серым волкам» и преследование противника пришлось прекратить.

25 марта U 552 уже находилась у побережья Канады в районе мыса Сэйбл, Новая Шотландия. Здесь Топп открыл свой счет в этом походе, торпедировав в ночь на 25 марта голландский танкер «Окана» (6256 брт.) следовавшего из Кюрасао в Галифакс с грузом нефти, в 90 милях к северо-востоку от вышеуказанного мыса. Правда танкер оказался весьма крепким орешком, и U-552 пришлось с ним изрядно повозиться.


Голландский танкер "Окана"

«Окана» был замечен еще днем 24 марта, однако атаковать цель из надводного положения, идущей противолодочным зигзагом, в светлое время суток Топп не стал, решив дождаться темноты. Лодка преследовала танкер, поддерживая контакт с ним на большом расстоянии, что бы не вспугнуть свою жертву. С наступлением темноты ПЛ начала сближение с целью. Топп теперь решил атаковать танкер из подводного положения. Океан был спокоен, а ярко светившая луна могла предупредить противника о присутствии подводной лодки. В 22:19 U 552 погрузилась и продолжила сближение с целью, теперь уже под водой. Однако когда лодка, наконец, то заняла удобную для стрельбы позицию, сблизившись с «Окана» до 1000 метров, танкер совершил резкий разворот и пошел полным ходом прямо на Топпа. Чтобы не попасть под его форштевень, U 552 пришлось срочно поднырнуть под «голландца». Подобная игра в «кошки-мышки», в которой Топп менялся со своей жертвой местами, продолжалась еще три часа. Лодка обгоняла танкер, занимая удобную ей позицию для выстрела торпедой, однако «Окана» либо уходил с ее острого курсового угла, либо заставлял ее снова погружаться прямо под своим форштевнем, когда она находилась на перископной глубине готовая к атаке.

Топп никак не мог понять, что происходит. Из всего случившегося следовало, что он обнаружен, но было совершенно не ясно, почему тогда молчит радиостанция танкера? Дождавшись, когда луна скроется за облаками U 552 начала в очередной раз сближение с «Окана». На этот раз Топп решил атаковать из надводного положения, так как рассчитывал на то, что темнота на этот раз позволит ему осуществить атаку без каких либо помех. Однако вышло все не совсем так, как полагал он. Обогнав танкер и заняв позицию по его курсу, лодка ждала момента, когда «голландец» окажется на ее остром курсовом угле, что бы выпустить торпеду. Но в очередной раз произошло невероятное! Приближавшийся танкер, вдруг резко изменил курс, сделав крутой разворот в сторону субмарину. Таран был неминуем, однако U 552 удалось чудом вывернуться из этой ситуации. Эрих Топп вспоминал:

«Я заорал не своим голосом «Оба дизеля, полный назад!», склонившись над люком рубки. Танкер рядом и погрузиться не успеть.… В каких-нибудь пяти метрах лодка проходит за кормой танкера! Она была бы раздавлена ахтерштевнем танкера, если бы его капитан положил руль на правый борт вместо левого. Наверное, он сильно выругался, когда заметил ошибку и понял, что таранить лодку не удалось...»

Но, скорее всего капитан танкера Безье ругался по другому поводу. На самом деле до этого момента на «Окана» и не догадывались о том, их преследует немецкая ПЛ. Как это не было бы парадоксально, но все предыдущие маневры, которые производил танкер, срывая атаки Топпа, Безье совершал, не зная о том, что находиться «на мушке» у U 552. Столкновение «нос к носу» с лодкой дало голландцам понять, что все это время они подвергались смертельной опасности. На танкере успели подготовить к спуску на воду шлюпки и дать сигнал о том, что танкер преследует вражеская подлодка. “SSS” с «Окана» в 2:00 25 марта был зафиксирован как радистами Охраны Восточной морской границы США (Eastern Sea Frontier), так и немецкой службой радиоперехвата “B-Dienst”.

Удачно разминувшись с танкером, Топп развернулся за его кормой для новой атаки и единственная торпеда, выпущенная в 2:13, достигла цели по истечении 1 минуты и 58 секунд, прервав радиопередачу с голландского судна. Стоит отметить, что немцам повезло в том, что на танкере заметили лодку только в последний момент и артиллеристы «Окана» не успели занять места у орудия, располагавшегося на корме. В случае если бы орудие было готово к стрельбе, то судьба лодка могла бы оказаться не завидной, так как дистанция стрельбы до ПЛ была пистолетной и любое попадание могла бы стать для U 552 фатальным.

Торпеда попала между третьим и четвертым танками и «Окана», груженный 8 500 тоннами нефти, сразу же оказался в море огня. Несмотря на то, что экипаж постарался принять заблаговременные меры к спасению, судьба его оказалась весьма печальна. Китайцы, входившие в экипаж голландского танкера, сумели спустить на воду катер, однако он вскоре оказался переполнен и перевернулся. Та же участь постигла и другой катер. Люди, оказавшиеся в ледяной воде, не могли продержаться на плаву слишком долго и тонули один за другим. На двух оставшихся шлюпках смогли разместиться 18 человек, включая капитана, второго штурмана, радиста, британских артиллеристов и нескольких китайцев. Однако когда их через пять часов дрейфования в океане, подобрал американский эсминец «Мэйо» (DD-422), шлюпки были уже полузатоплены и в живых американцам удалось обнаружить только 4 человека. Остальные, включая и капитана Безье, к тому моменту скончались от переохлаждения. В 8:00 утра 26 мая «Мэйо» доставил их в Арджентию (Канада).


"Окана" объятый пламенем после атаки U 552

Торпедированный «Окана» горел, но тонул очень медленно. Топп решив, что с ним все равно покончено, ушел с места атаки. Пожар на танкере бушевал на протяжении 3 суток, однако «Окана» все еще держался на плаву, когда 28 марта его обнаружил английский корвет «Флер Де Лис», эскортирующий танкер «Долабелла». Все предпринятые ими попытки взять на буксир «голландца», оказались безуспешны. Только 15 апреля дрейфующий полностью выгоревший остов голландского танкера был потоплен артиллерийским огнем канадского тральщика «Берлингтон» на позиции 43 гр.24 мин. северной широты и 64 гр.54 мин. западной долготы.

Записав на свой счет танкер-шеститысячник, Топп двинулся на юг к побережью Вирджинии в район своего основного действия. Передвижение в надводном положении осуществлялось только в ночное время, однако и ночью экипаж U 552 не знал покоя. Лодке приходилось часто уклоняться погружением от самолетов, патрулирующих побережье. 31 марта U-552 прибыла на место, заняв позицию в 12 милях от побережья Вирджинии восточнее устья реки Чинкотенгу. Движение судов здесь было весьма оживленным, однако активным действиям ПЛ в этом достаточно мелководном районе, мешали патрулирующие его самолеты и корабли противника. Их количество в отличие от первых двух месяцев действий немецкого подводного флота у восточного побережья США существенно возросло. В апреле 1942 года силы ПЛО Охраны Восточной Морской Границы включали в себя(см.ссылку №6):

2 канонерские лодки
5 патрульных яхт
4 165-футовых куттера
8 125-футовых куттера
3 173-футовых патрульных корабля
1 110-футовый патрульный корабль
5 патрульных кораблей класса «Игл»
17 британских и канадских противолодочных траулеров
126 самолетов патрульной авиации

Правда из указанных кораблей, только 4 были современной постройки – 173 -футовые PC 471, PC 472, PC 473 и 110-футовый PC 507. Но даже они вряд ли представляли существенную угрозу для немецких лодок, так как несли слишком малый запас глубинных бомб и очень плохо подходили для охоты на них в Атлантике. Относительно пригодными для противолодочной службы являлись также четыре 165-футовых куттера Береговой охраны. Остальные патрульные корабли либо были построены еще в годы «Первой Мировой Войны», либо представляли собой мобилизованные яхты и угрозу для немцев представляли еще меньшую.

С учетом того, что американские моряки обладали весьма малым опытом борьбы с подводными лодками, все это больше напоминало деревянный меч в руках командующего силами Охраны Восточной Морской Границы. Однако присутствие 17 британских и канадских траулеров ПЛО, экипажи которых были не новичками в противостоянии немецким подводным «охотникам», несколько скрашивало ситуацию.

Реальную угрозу для немцев представляли 23 эсминца, временно приданных силам Охраны Восточной Морской Границы побережья, и большое количество патрульной авиации. Правда, американцы продолжали использовать эсминцы в противолодочных патрулированиях своего побережья, которые из-за своей неэффективности именовались еще в годы Первой Мировой Войны «Погоней за осами по всей ферме». Однако эсминцы, в отличие от мобилизованных яхт и катеров береговой охраны, являлись настоящими боевыми кораблями, представляющими реальную опасность для подводных лодок.


Американский эсминец "Jacob Jones" (DD 130), ставший жертвой "погони за осами".
28.2.1942 торпедирован и потоплен U 578 у восточ. побережья США.


Весьма осложняли жизнь немецким подводникам самолеты патрульной авиации, которые совершали противолодочные патрулирования, как в дневное время, так и ночью. Отсутствие радиолокаторов на борту самолетов, американские летчики старались компенсировать своей чрезвычайно активной деятельностью над водами побережья США. Подводные лодки, действовавшие в конце марта у мыса Гаттерас, отметили увеличение самолетов в этом районе. В штаб Деница поступали сообщения с лодок, в которых говорилось о том, что «теперь они (летчики-В.Н.) довольно ловко управляются с глубинными бомбами», что свидетельствовало о возросшем мастерстве американских пилотов патрульной авиации.

В таких условиях для удачных и безопасных действий, несомненно, подходила тактика «ночного охотника», когда лодка начинала поиск целей под покровом ночи и атаковала жертву с близкого расстояния. Но Топп полагал, что и дневное время тоже может подходить для атак, пренебрегая тем, что в этом районе глубины не больше 20 метров, которые будут служить для лодки ловушкой в случае ее обнаружения противником. К тому же дневные атаки пришлось бы производить с достаточно большого расстояния, что не сулило больших шансов на успех. Однако Топп решает не отвергать действия днем. Записи в вахтенном журнале U 552 от 31 марта, несмотря на их краткость, дают полную картину его дневных атак:

«31.03.42 01:00 квадрат СА 5748 Достиг плавучего маяка Уинтер Квортер.
9:50. Погрузился на перископную глубину. Шумопеленгатор засек шум винтов 4 судов. Не видно ни одно из них.
12:40. Погрузился на перископную глубину. Судно 5000 тонн. Расстояние слишком велико. Идет в северном направлении.
13:42. На перископной глубине. Судно 6000 тонн. Курс 40 градусов. Подготовились к атаке на расстоянии 2500 метров.
14:30. квадрат СА 4999. Пуск торпеды из аппарата 1. Промах.
14:59. Новые шумы винтов. Два танкера идут южным курсом, один – северным. Подготовились к атаке на танкер в балласте, поскольку он ближе всех.
15:34. Пуск из аппарата 2. Расстояние 700 метров. Весь маневр проходил при спокойном состоянии моря, однако перед перископом прошла высокая волна, зарывшая цель. Тем не менее, я выстрелил. Вероятно, поэтому промахнулся.
15:50. В перископ замечен самолет. Перешел на более глубокое место. Лодка коснулась дна на 18 метрах. Самолет нас не заметил.
17:50. Новые шумы винтов. Перископная глубина (14 метров). Танкер 5000 тонн, идет северным курсом. Приготовился к атаке. Расстояние слишком велико – около 3000 метров.
19:27. В перископ увидел 10 судов, слышал шумы еще девяти судов, но их не видел
21:20. После сообщения о шуме винтов всплыл. Преследовал в надводном положении, безуспешно.»


Находясь у плавучего маяка Уинтер Квортер в течении трех дней, Топп стал свидетелем прохождения около 60 судов и пяти патрульных кораблей. За это время он произвел 5 торпедных атак по целям, расстояние до которых колебалось от 700 до 2500 метров, израсходовав на это 5 торпед, и не добился ни одного попадания. Кеннет Бийр, автор работы « Суда –ловушки против подводных лодок», проводя анализ торпедных атак Топпа в этом эпизоде, приходит к следующему выводу о причинах его промахов:

«Было очевидно, что он (Топп – В.Н.) склонен к пуску торпед с большого расстояния и не имел того технического и точного мастерства, каким обладал Хардеген. Возможно, эта привычка выработалась у него от атак конвоев из множества судов, где промах по одной цели мог повлечь за собой поражение совсем другой».

Командирам немецких подводных лодок не рекомендовалось, в случае если расстояние до цели составляет более 1000 метров, стрелять по ней одиночными торпедами, так как это не гарантировало точного попадания. Необходимо было выстреливать две, три или даже четыре торпеды и стремиться, чтобы хоть одна из них обязательно поразила цель. Конечно, это правило соблюдали не все командиры ПЛ. К примеру, командовавшие «девятками», Мор, Мертен и Хардеген предпочитали стрелять 1-2 торпедами с большого расстояния и при этом обычно попадали. Но специфика длительных походов подводных крейсеров, где торпеды нужно было расходовать очень рационально, выковывало в их командирах мастерство правильно определять элементы движения цели, что и позволяло им метко стрелять даже с больших дистанций. Топп являясь опытным «конвойником», судя по всему, таким мастерством не обладал и поэтому мало удивительного в том, что, занимаясь у Уинтер Квортер не свойственным ему делом, он не смог добиться успеха.

В дальнейшем Топп отказался от подобных «экспериментов» и стал проводить образцовые ночные атаки из надводного положения, что позволило ему достичь в этом походе очень существенных успехов. Но пока его продолжали преследовать неприятности.

Так как действия в течение светового дня не принесли успеха, командир U 552 решил более не производить атак в это время. Однако и действия ночью в надводном положении оказались тоже весьма затруднительны из-за активности воздушных и надводных сил ПЛО противника. В результате Топп оказался в весьма щекотливой ситуации - топлива израсходовано уже достаточно, из 14 торпед использовано 6, а уничтожен всего лишь один танкер. К тому же экипаж U-552 уже начала познавать, что его судьба висит на волоске в этом мелководье, кишащим силами ПЛО, когда 1 апреля в 23.16 лодка была атакована эсминцем, который сбросил всего одну глубинную бомбу, как описал ее Топп «небольшого размера». Но к счастью немцев взрывом лодке были нанесены небольшие повреждения.

Непропорциональные траты горючего и торпед к имевшемуся у Топпа результату, могли стать причиной серьезного разбирательства в штабе после его возвращению на базу. Он это понимал, так же как и то, что теперь успех ему был необходим, как воздух. Судьба дала Топпу такой шанс, когда вечером 2 апреля он обнаружил невооруженный и никем не охраняемый угольщик «Дэвид Х. Этуотер» (2438брт). Его капитан Уильям Кит Уэбстер сам подписал приговор своему судну, когда решил, что успеет достичь мыса Дэлавер до наступления темноты, выйдя в море из Чесапикского залива в полдень 2 апреля. Уэбстер (Webster) пренебрег инструкциями, согласно которым в ночное время торговые суда должны были становиться на защищенные якорные стоянки в Чесапикском заливе и заливе Дэлавер. Переходы же должны были осуществляться только в дневное время. Эта система движения судов получила название «частичного конвоя». Если бы капитан «Дэвида Х. Этуотера» вышел в море на рассвете или не вышел бы вовсе, понимая, что уже не успевает достигнуть залива Дэлавер засветло, то потопления угольщика удалось бы избежать. Но большинство капитанов американского торгового флота относились с пренебрежением к нововведениям военно-морского командования и откровенно поплевывали на инструкции командующего силами Восточной морской границы контр-адмирала Адольфуса Эндрюса. Такое непослушание приводило к потоплениям немецкими лодками многих судов. Капитан «Дэвида Х. Этуотера» в данном случае не был исключением из правил, проявляя такую легкомысленность к угрозе ночных атак. Это и послужило причиной гибели его судна и команды, включая и его самого.

Сначала U 552 вела сближение с целью в подводном положении, затем Топп отдал приказ о всплытии и открытии по угольщику огня из палубного орудия. Это произошло в шести милях от устья реки Чинкотегу и в 1,4 мили от плавучего маяка Уинтер Квортер. Ведя обстрел с расстояния примерно в 600 метров, немцы сделали 93 выстрела по цели и добились приблизительно 50-ти попаданий. Гибнущий «Дэвид Х. Этуотер» успел послать сигнал «SОS», свои координаты и название, и то что он обстрелян ПЛ. Это сообщение было принято в штабе сил Охраны Восточной Морской Границы(см.ссылку №7) . Адмирал Эндрюс приказал немедленно выслать ему на помощь эсминцы «Ноа» (DD-343) и «Герберт» (DD-160), патрулирующие область между Уинтер Квортер и мысом Чарльз. Однако корабли прибыли на место в 24:00, опоздав на полтора часа. К тому времени судно уже отправилось на дно, а U 552 ушла с места действия. Те кто не погиб от орудийного огня, не имея возможности спустить шлюпки на воду, были вынуждены прыгать за борт. Однако большинство из них утонуло, лишь три человека сумели добраться до уцелевшей шлюпки после гибели их судна. Их подобрал малый куттер береговой охраны «Легар» (WSC-144), который прибыл первым к месту происшествия, через 45 минут после гибели угольщика, заметивший вспышки артиллерийской стрельбы и пламя, горящего «Дэвида Х. Этуотера». Три спасенных моряка были доставлены им в 4:15 3 апреля на базу береговой охраны, расположенную на острове Чинкотегу, после чего их отправили в Морской Госпиталь Норфолка.

Некоторые историки склоны приписывать Топпу в данном случае намеренное нежелание предоставить экипажу угольщика шансов на спасение. Однако до сих пор не было не произведено ни одного официального расследования, подтверждающее или опровергающее это утверждение. По мнению американского историка Кена Данна, занимавшегося исследованием случая потопления Топпом «Дэвида Х. Этуотера», роковую роль в его гибели сыграли несколько обстоятельств. Одним из них является конструкция этого судна, которая была сходна с танкером. На «Дэвиде Х. Этуотере» мостик, радиорубка, шлюпки а также вероятно МО и кубрики сгруппированы все вместе в корме, в отличие от обычных сухогрузов, где мостик на миделе, а шлюпки находятся на носу и корме. Открывая огонь по судну, лодка старается, прежде всего, поразить такие его части, как машинное отделение, мостик и радиорубку, что бы лишить судно хода и связи. В случае с угольщиком, когда U 552 открыла по нему огонь, снаряды поражали как раз его корму и видимо большая часть экипажа, находившаяся как раз в этой части судна погибла сразу, а оставшимся в живых для того чтобы достигнуть шлюпок, которые уже должны были стать непригодны для использования, нужно было пройти через ураган осколков. Поэтому в данной ситуации ни о каком спуске шлюпок на воду и не могло быть и речи и уцелевшим пришлось прыгать в воду с подбойного борта, что бы спастись от орудийного огня. Другим таким же обстоятельством явилось то, что после открытия артогня и первых попаданий в «Дэвид Х. Этуотер» на судне так и не прозвучал сигнал «Покинуть судно» (что может означать для ПЛ сигналом к прекращению огня и шансом для экипажа судна спустить на воду плавсредства), а радист угольщика начал передачу сигнала «SОS». Все это должно было навести Топпа на мысль, что экипаж судна не желает его оставлять, борется с пожаром и продолжает сопротивление или вернее сказать тянет время, ожидая помощи от патрульных сил. Так как на лодке знали, что один из таких кораблей находиться не так далеко от этого места, орудийный огонь не прекратился.


Угольщик «Дэвид Х. Этуотер»

Можно предположить, что после того как первые снаряды поразили мостик «Дэвида Х. Этуотера», те офицеры, которые должны были подать звуковой сигнал об оставлении судна были уже мертвы и передача радистом сообщения сыграла свою роковую роль в том, что лодка имела повод для продолжения огня. Вероятнее всего, что Топп ведя огонь по угольщику, не представлял себе того, что на нем происходит на самом деле, считая, что судно предпочитает сопротивляться до конца и работа радиста могла только убедить его в этом. Исходя из всего вышеизложенного, можно предположить, что экипаж «Дэвида Х. Этуотера» скорее всего стал жертвой трагической случайности, чем какого либо злого умысла со стороны Эриха Топпа, который намеренно не захотел дать людям с этого судна возможности покинуть его.(см.ссылку №8)

Отправив, угольщик на дно, лодка стала отходить полным ходом к большим глубинам. Ее командир понимал, что разворошил осиное гнездо и оставаться на мелководье не собирался ни минуты, что бы не разделить участь только, что потопленного им судна. Собс ...

Die uberwasserpiraten den Unterwasserpiraten Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 2 [только новые]


поручик Бруммель
администратор


Пост N: 855
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.07.08 13:15. Заголовок: Нагирняк В. "Североамериканская одиссея Эриха Топпа"


... твенно у U 552 в этот момент появился шанс стать первой немецкой субмариной, погибшей у берегов США, когда верхняя вахта не заметила приближающийся к ПЛ патрульный самолет. Однако удача снова была на стороне «красных дьяволов»(см.ссылку №9) , поскольку пилот проведя свою машину над рубкой на высоте примерно в 30 метров, не заметил лодку.


Рубка U 552 с эмблемой Топпа, которую он принял по наследству от первого командира U 57 К. Корта

Находиться в этом районе для U 552 уже не было смысла, и Топп решил сместиться вдоль побережья на юг к мысу Гаттерас. Вечером 3 апреля он отправил радиограмму в штаб Деница, в которой описал обстановку и результаты своей деятельности за последние 10 дней:

«От U 552 Боевое донесение:
У мыса Код в течение трех дней движение судов не наблюдается. Между мысом Мэй и мысом Генри в дневное время вдоль бакенов оживленное судоходство, которое прекращается ночью. Эффективное морское и воздушное патрулирование. В течении 8 дней высокое атмосферное давление. 25.3 в квадрате СВ1363 торпедирован танкер “Окана” (6256 брт.). Сгорел. 3.4 в квадрате СА5714 потопил артиллерийским огнем “Этуотер” (2438 брт.)»
(см.ссылку №10)

Утром 4 апреля он уже находился на 25 миль южнее от устья Чинкотенгу в районе мели Уимбл. Так как там велось усиленное воздушное патрулирование, лодке ничего не оставалось, как лечь на дно и дожидаться наступления темноты. Но периодически она «зависала на спарже»(см.ссылку №11) для того чтобы оценить обстановку. В этом районе Топп наблюдал интенсивное судоходство, но атак не производил из-за риска быть обнаруженным. Дождавшись сумерек, в 17:50 U 552 всплыла с грунта и продолжила движение на перископной глубине. Находясь в 20 милях от мыса Гаттерас, около 20:30 Топп установил контакт с небольшим конвоем, состоящим из двух танкеров «Байрон Д. Бенсон» (7953 брт) и «Галф оф Мексико» (7807 брт), эскортируемые американским быстроходным тральщиком «Гамильтон» (DMS-18, бывший DD 141) и британским траулером «Норвич Сити».

В самом начале похода, когда U 552 совершала после выхода из Сен-Назера пробное погружение, обнаружилась разгерметизация командирского перископа, в результате чего оптика сильно запотевала. На момент когда акустик установил контакт с конвоем, вышел из строя и зенитный перископ, который так же сильно запотел. В результате Топ сумел разглядеть в него только «призрачные контуры двух танкеров, идущих под эскортом». Затем вышел из строя и гирокомпас. Не видя никаких шансов для атаки подводном положении, командир U 552 решил всплыть и, не смотря на то, что было еще недостаточно темно, преследовать конвой в надводном положении. Через час движения полным ходом перегрелась одна из разобщительных муфт, и лодка была вынуждена продолжить движение на одном дизеле. Однако, в конце концов, после всех этих неприятностей фортуна повернулась к Топпу лицом. Сумев удачно обойти стороной, державшийся позади танкеров «Гамильтон», он продолжил движение в их сторону. Обнаружив вскоре траулер «Норвич Сити», лодка незаметно прошла за его кормой, после чего Топп погрузился, чтобы прослушать горизонт. Акустик зафиксировал контакт с танкерами и, всплыв, лодка начала сближение. Вскоре Топп обнаружил «Байрон Д. Бенсон» и атаковал его:

«22:30. Тень по носу слева. Танкер. Не смотря на все трудности, я все догоняю танкер. Второго танкера не видно. Длительно отыскивать его не могу, потому что вскоре взойдет луна. Захожу с левого борта и начинаю атаку.
22:47 квадрат СА7652. Западный бриз, на море спокойно, безоблачно. Залп из аппарата № 3 по расчетным данным стрельбы на расстояние 1000 метров. Через 1 минуту и 8 секунд торпеда попала в корму. Сильный взрыв. Столб огня высотой в несколько сотен метров. Танкер превратился в настоящий океан пламени. Это большое судно примерное 10 000 тонн. Теперь по нам бьет эскортный корабль осветительными снарядами. Он идет впереди вместе с первым танкером. Эскортный корабль, который мы обогнали, не виден. Поворачиваю на большой скорости на 90 градусов, чтобы уйти на более глубокое место. Эскортный корабль продолжает стрелять осветительными снарядами».


Находившееся неподалеку от места событий американское судно-ловушка «Эстерион» (АК 100) стало свидетелем торпедирование ««Байрон Д. Бенсон». Свидетельства членов ее экипажа, не расходятся с записями в вахтенном журнале U 552:

«В 22:47 огромный огненный шар вспыхнул в ночи. Взрыв произошел по направлению в сторону носа от нашего правого борта всего в нескольких милях от нас – истинный компасный пеленг 190°. За огненным шаром последовал столб пламени, быстро распространявшийся через среднюю и кормовую части танкера.»

Единственное в чем ошибся Топп, было место попадания торпеды, она попала в середину судна. Огонь горящего танкера, перевозившего 14.500 тонн нефти, превратил ночь в день, и лодка теперь была видна, на поверхности океана, как на ладони. Однако Топпу в очередной раз повезло, так как ветер относил густые клубы дыма в сторону британского траулера, что позволило U 552 быстро ретироваться с места событий и избежать преследования со стороны эскортных кораблей.


Горящий танкер «Байрон Д. Бенсон»

Из 37 членов экипажа танкера кораблями эскорта были спасены 27. В 9:50 утра 5 апреля они были доставлены «Гамильтоном» в Норфолк. Десять человек, включая и капитана «Байрона Д. Бенсона» Джона Г. МакМиллана, погибли. Танкер затонул лишь три дня спустя, полностью выгорев, в районе Нэгз Хед неподалеку от Национального монумента братьям Райт.

После этой удачной атаки U 552, начала двигаться на юг к глубокой воде. Днем 5 апреля лодка погрузилась южнее устья реки Орегон, в трех милях от берега. Лежа на дне на глубине 80 метров 4 часа ПЛ фиксировала шумы проходящих над ней судов, но Топп не предпринимал никаких действий, желая действовать наверняка. Торпед на U 552 оставалось всего 7 штук. Всплыв, он направил свою субмарину к мысу Гаттерас, где в результате его действий вечером 6–го и ранним утром 7 апреля на дно отправились британский танкер «Бритиш Сплендор» и норвежская китобойная плавбаза «Лансинг».

Танкер «Бритиш Спленлор» (7138 брт), груженный 10 000 тонн бензина, направлялся в Галифакс, для того чтобы войти в состав очередного конвоя, уходящего в Англию. Охрану этого ценного груза осуществляли два британских противолодочных траулера – «Сэнт Зено» и «Хертфордшир», да и сам «Бритиш Спленлор» был неплохо вооружен, имея на своем борту одно 12-фунтовое орудие, 40-мм “Бофорс” и два пулемета.


Танкер «Бритиш Спленлор»

Вечером 6 апреля в 18:00 на U 552 обнаружили танкер, эскортируемый кораблями ПЛО. Для того чтобы не демаскировать себя раньше времени, так как было еще достаточно светло, U 552 вела преследование в подводном положении, идя параллельным курсом. Когда световой день пошел на убыль и наступили сумерки, лодка всплыла на поверхность, однако, заметив конвой, двигающийся в его сторону, Топп был вынужден снова погрузиться. Однако 20-ти минутного нахождения под водой было достаточно, чтобы после всплытия потерять с ним визуальный контакт, восстановить который сразу не удалось. Топп был вынужден заново погрузиться для того, чтобы прослушать горизонт. В 21:20 акустик зафиксировал шум винтов танкера, после чего лодка всплыла и пошла на сближение в надводном положении. Вскоре с конвоем был установлен визуальный контакт. Топп увидел танкер и державшийся от него по правому борту «Сэнт Зено». Не смотря на присутствие с этой стороны корабля эскорта, U 552, зайдя с правого борта танкера, выпустила в «Бритиш Спленлор» торпеду. Однако та прошла мимо, так как танкер в момент торпедного залпа изменил курс, совершив поворот.

После 22:00 капитану «Бритиш Спленлор» Джону Холлу доложили, что с левого борта слышен странный звук, похожий на «шум авиационного двигателя». Как раз в этот момент, Топп после неудачной первой атаки обойдя танкер с кормы, готовился нанести удар в его левый борт.

В 22:17 U 552 произвела выстрел торпедой, которая попала в левый борт «Бритиш Спленлор» в район машинного отделения. На танкере начался сильный пожар, однако команде удалось спустить на воду три шлюпки и спасательный плот, с которых через два часа траулер «Сэнт Зено» подобрал 41 человека. 11 членов команды танкера и один артиллерист из расчета орудия погибли во время взрыва торпеды.

На этот раз Топп не спешил уйти с места атаки, так как решил, что корабли эскорта могут совершить попытку спасти танкер, отбуксировав его на мелководье. Поэтому он решил проконтролировать результат атаки и в случае если судно не затонет, нанести ему «coup de grace».(см.ссылку №12) Однако «Бритиш Спленлор» добивать не пришлось, в чем Топп удостоверился в 23:10, приблизившись к горящему танкеру. «Бритиш Спленлор» затонул в 14 милях к юго-западу от пролива Окракок. Теперь лодке нужно было, как можно быстрее уходить из этого района, в который противник начинал стягивать силы ПЛО. Отойдя сначала в восточном направлении, а затем, взяв курс на юг, U 552 столкнулась с эсминцами противника, от которых уклонилась погружением. Это были «Рупер» (DD-147), «Ноа» (DD-343) и «Герберт» (DD-160), спешащие на помощь траулеру «Сэнт Зено», который все еще производил поиск лодки, произведя к 23:45 уже два бомбометания. Однако U 552 уже была далеко.

Успешно избежав возмездия, Топп решил отправиться к мысу Лукаут однако, прежде он решил заняться перегрузкой двух торпед, хранившихся в контейнерах на верхней палубе U 552. Найдя недалеко от Гаттераса укромную бухту, команда лодки два часа занималась подготовкой к перегрузке торпед. Но в 4:00 работа была прервана, так как верхняя вахта доложила о появлении на горизонте дыма. Это была норвежская китобойная плавбаза «Лансинг» (7866 тонн), которая шла в Нью-Йорк из Кюрасао с 8900 тоннами нефти. (см.ссылку №13)


Китобойная плавбаза «Лансинг»

Топп принял решение атаковать судно, тоннаж которого оценил в 14 000 тонн и после занятия удобной позиции для стрельбы и произвел залп из носовых торпедных аппаратов № 2 и № 4. В 4:52 торпеда из аппарата № 2 попала в середину правого борта «Лансинг». Другая торпеда не смогла выйти из торпедного аппарата, застряв там с вращающимся гребным винтом. Во время взрыва погиб кочегар Эмиль Хансен, находившийся в машинном отделении, остальные 49 человек экипажа плавбазы сумели спустить уцелевшие шлюпки на воду. Однако, место в них нашлось не только людям. Недавно ощенившаяся любимица экипажа собака Турса, после торпедирования судна успела принести к одной из шлюпок поочередно четверых щенков, но вернуться за пятым она уже не успела. После 5 часов кочевания по волнам, в 9:50 утра 7 апреля команда «норвежца» была подобрана американским танкером “Пан Род Айлэнд” и канадским патрульным кораблем, доставивших их в Норфлок. «Лансинг» затонула в 14 милях к востоку от мыса Гаттерас через полтора часа после попадания торпеды.

Расправившись со своей очередной жертвой, U 552 ушла в сторону глубоководья для того, что бы погрузиться в подходящем месте и переждать световой день в подводном положении. Лодка отлеживалась на дне до наступления сумерек, однако после всплытия на поверхность, Топп пока и не помышлял о продолжении охоты. У него осталось всего три торпеды, из которых только одна находилась внутри лодки в торпедном аппарате № 5, расположенном на корме. Сначала он решил закончить, прерванную появлением «Лансинг», загрузку торпед из контейнеров на верхней палубе, снова вернувшись в бухту. В 2:00 8 апреля работа была завершена и две торпеды были помещены внутрь, первая в носовой торпедный отсек, вторая в кормовой.(см.ссылку №14) Весь световой день U 552 провела лежа на дне, пока торпедисты занимались проверкой торпед, загруженных ночью. К огорчению Топпа у принятой в кормовой отсек торпеды в процессе хранения нарушилась герметичность, в результате чего попавшая в двигательный отсек вода вывела ее из строя.

В 20:00 лодка всплыла на поверхность и начала движение в сторону мыса Лукаут, периодически погружаясь для прослушивания горизонта. В 22.18 на U 552 был зафиксирован гидроакустический контакт с одиночным судном и Топп начал сближение. Однако так как ночь выдалась очень темная, визуальный контакт с ним установить не удавалось. Лодка сближалась с целью, следуя докладам акустика. Топп опасался, что будет обнаружен из-за светящегося кильватерного следа, оставляемого лодкой, так как воды сильно фосфоресцировали. Прошло достаточно большое количество времени, пока на U 552 заметили судно, которое Топп оценил примерно в 8000-9000 тонн. Это был американский танкер «Атлас» (7137 брт), следовавший из Хьюстона в Сеуорден, имея на борту 13 200 тонн бензина.


Танкер «Атлас»

Топп не зря опасался быть обнаруженным раньше времени, на танкере действительно очень скоро догадались о присутствии лодки. Однако U 552 не увидели, а услышали. Сигнальщики доложили капитану «Атласа» Гамильтону Грею, что справа по борту отчетливо слышен шум работающего дизеля, но что Грей приказал рулевому взять «лево на борт», что бы повернуться кормой к источнику звука. Однако приказ капитана был запоздалым. В 3:38, следовавший параллельным танкеру курсом, Топп с расстояния в 2000 метров выпустил торпеду из торпедного аппарата № 5, которая попала в середину судна, в районе 6-го танка. Однако, как это не парадоксально, бензин от взрыва не загорелся и «Атлас» продолжал держаться на плаву. На U 552 решили не жалеть торпед и выпустить в танкер еще одну. После второго попадания в то же самое место, где прогремел первый взрыв, судно превратилось в пылающий костер. Загорелось так же топливо, уже вылившиеся в океан через пробоину, возникшую после первого взрыва. Команда танкера, уже успевшая спустить шлюпки, но не успевшая далеко отойти от горящего судна, оказалась весьма в сложном положении. В конечном результате им удалось покинуть опасную зону, но при этом из 34 членов экипажа «Атласа» погибло 2 человека и еще 5 получили сильные ожоги. В 8:00 утра 9 апреля все 32 человека были подобранны катером Береговой охраны CG 462 и доставлены им в Морхед Сити (Северная Каролина). «Атлас» затонул в 5 милях северо-восточнее отмели Лукаут и в 12 милях от буя Накл.


Ссылка №1 Прозвище лодок IX серии в германском подводном флоте.

Ссылка №2 Запас топлива на лодках типа VIIC составлял 113.4 тонны соляра, тип IXB – 165 тонн, тип IXC – 207.5 тонн.

Ссылка №3 U 588 израсходовала все торпеды во время атаки конвоя ONS-67 и вернулась на базу. U-587 была направлена к берегам Канады из-за перерасхода топлива во время поиска пилотов, потерпевшего аварию «Кондора». U 656 была потоплена по пути к берегам США у о. Ньюфаундленд.

Ссылка №4 Kriegstagebücher Des Führers/Befehlshaber der Unterseeboote, 7.03.1942.

Ссылка №5 Вахтенный журнал на немецких ПЛ велся в Центрально-Европейском времени (MEZ-нем.). Во избежании путаницы события, происходящие у восточного побережья Америки во время похода U-552, в статье переведены в местное Восточное Военное Время (EWT), которое было введено во время войны вместо Восточного Стандартного Времени (EST) и было в ходу с 9.02.1942 по 30.09.45. Разница между Центрально-Европейским и Восточным Военным временем составляла 6 часов на момент весны 1942 года.

Ссылка №6 War Diary Eastern Sea Frontier, 11.04.1942. (Без учета приданных эсминцев).

Ссылка №7 Это сообщение было так же перехвачено “B-Dienst”. Однако в «журнале боевых действий» Деница указано, что судно передало сигнал «SSS» (Kriegstagebücher Des Führers/Befehlshaber der Unterseeboote. 2.04.1942).

Ссылка №8 Что же касается упоминаний о том, что с лодки велся пулеметный огонь по судну и шлюпкам, то до сих пор еще при утверждении данного факта не было приведено ни одного доказательства, что это было на самом деле. На «Легаре» обнаружившим изрешеченную шлюпку с угольщика никаких исследований на предмет природы появления этих отверстий не проводили и даже не спускались к ней. Это было лишь предположение, которое дало жизнь вышеупомянутым утверждениям о «пулеметном огне». Кену Данну не удалось обнаружить в американских архивах никаких документов по опросу спасенных с «Дэвида Х. Этуотера». Вероятнее всего их просто никогда не существовало, так как в самом начале войны в США эта процедура еще не была отработана. В вахтенном журнале U 552 так же нет никаких записей об использовании зенитного орудия или стрелкового оружия в той атаки.

Ссылка №9 Эмблема U 552 – красный дьявол, бегущий с факелом в руке.

Ссылка №10 Kriegstagebücher Des Führers/Befehlshaber der Unterseeboote, 3.04.1942.

Ссылка №11 Жаргонное выражение, используемое в немецком подводном флоте. Означает нахождение лодки на перископной глубине.

Ссылка №12 В переводе с франц. – удар милосердия. На жаргоне немецких подводников – удар, добивающий поврежденное судно.

Ссылка №13 Использовалась союзниками, как танкер.

Ссылка №14 На лодках VII серии не было отдельного кормового торпедного отсека. КТА размещался в конце шестого отсека, где находились электромоторы.

Die uberwasserpiraten den Unterwasserpiraten Спасибо: 0 
Профиль
поручик Бруммель
администратор


Пост N: 857
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.07.08 13:22. Заголовок: После потопления тан..


После потопления танкера на U-552 осталась только одна торпеда, которая после тщательной проверки была признана все-таки годной для стрельбы. Ее Топп израсходовал спустя сутки, торпедировав в 18 милях к северо-востоку от мыса Лукаут ночью 10 апреля еще один американский танкер «Тамаулипас» (6943 брт).


Танкер «Тамаулипас»

«Тамаулипас» совершал переход из Тампико (Мексика) в Нью-Йорк, имея на борту 10.200 тонн нефти. На U 552 гидроакустический контакт с ним был установлен вечером 9 апреля в 22:40, после чего лодка перешла в надводное положение и начала сближение с предполагаемой целью. Через час верхней вахте удалось установить визуальный контакт с танкером, который оценили как «десятитысячник». Однако далее события начали изначально разворачиваться не в пользу Топпа. Перед самой полуночью сигнальщик доложил капитану танкера Фалькенбергу, что была замечена торпеда, прошедшая перед носом танкера.(см.ссылку №15) Обеспокоенный капитан приказал увеличить скорость до 10 узлов и перейти на противолодочный зигзаг. По прошествии небольшого количества времени сразу после полуночи с кормы поступил доклад, что отчетливо слышен звук работающих дизелей. Фалькенберг приказал рулевому переложить руль на право, однако это было ошибкой, так как в момент поворота танкер подставил свой правый борт для торпеды, выпущенной с U 552. В 00.27 «Тамаулипас» получил торпедное попадание в районе 5-го резервуара. После взрыва на танкере начался сильный пожар, который продолжался до утра, после чего судно, наконец, затонуло в 20 милях к северо-востоку от мыса Лукаут. Через пять минут после попадания торпеды капитан Фалькенберг, поняв, что его судно обречено, приказал спустить на воду шлюпки. Из 37 членов экипажа танкера сумели спастись 35 человек, два члена команды утонули, когда спрыгнули за борт, но не сумели добраться до шлюпок. Несколько часов спустя все 35 человек были подобранны английским траулером «Норвич Сити» и доставлены им в 7:45 утра 10 апреля в Морхед Сити.

После потопления «Тамаулипас», на U 552 не осталось ни одной торпеды. Правда, не был еще полностью растрачен боезапас для палубного орудия, но Топп отказался от продолжения похода, имея возможность атаковать вражеские суда только лишь артиллерией. Тому имелись вполне серьезные причины, так как 5 апреля, охотившийся в этом районе, командир U 123 капитан-лейтенант Хардеген сообщил в штаб о своем бое с судном-ловушкой.


Фруктовоз "Кэролайн" еще до преобразования в судно-ловушку для ПЛ "Этик"(AK 101)

11 апреля командир U 552 отослал в штаб сообщение, в котором сообщал о своих успехах и возвращении на базу:

«От U 552 Боевое донесение:
Активное движение судов между мысом Генри и мысом Лукаут. От мыса Гаттерас грузопоток разветвляется на юго-восток и юго-юго-восток. Хорошие позиции для атаки: мель Уимбел и залив Ралей. Важные каботажники имеют эскорт (без Асдика)
Дальнейшие успехи:
5 апреля, квадрат CA 7652 груженый танкер 10 000 тонн
7 апреля, квадрат CA 7959 «Бритиш Сплендор» 7138 тонн
9 апреля, квадрат DC 1163 груженый танкер 8000 тонн
10 апреля, квадрат DC 1245 груженый танкер 10 000 тонн
7 апреля, квадрат CA 7991 торпедировал транспорт в 14 000 брутто-тонн, вскоре услышал внутренний взрыв на транспорте. Как транспорт затонул, не видел. Все суда шли под охраной.
Всего: потоплено 43 832 брутто-тонн, торпедировано 14 000 брутто-тонн».


Командир U 552 явно переоценил свои достижения, на самом деле достигнутый им результат в этом походе равнялся 7 судам общим тоннажем 45 731 тонн. Однако данные достижения Топпа и так являлись весьма впечатляющими. Набрав за это патрулирование почти 46.000 тонн, Эрих Топп стал лидером среди командиров лодок VII серии по результативности за время действий у восточного побережья США. Командир U 71 корветтен-капитан Вальтер Флахсенберг смог удержать свой своеобразный рекорд в 5 судов общим тоннажем 38.894 тонн всего десять дней, прежде чем результат U 552 оттеснил его на второе место. К тому же, у Гаттераса Флахсенберг потопил у мыса Гаттерас всего один танкер «Дикси Эрроу», остальные суда U 71 отправила на дно по пути к месту патрулирования и возвращаясь на базу.


Горящий танкер "Дикси Эрроу", торпедированный 26.3.1942 U 71

В ответ на свое донесение Топп получил три радиограммы. Первая содержала поздравления от фюрера и являлась извещением о награждении Топпа Дубовыми Листьями к имевшемуся у него Рыцарскому Кресту. Она сделала его 10-м по счету командиром ПЛ, удостоенным этой награды. Два других сообщения пришли с поздравлениями от гросс-адмирала Редера и командующего подводным флотом Деница. Обратный путь U 552 через Атлантику прошел для нее без каких-либо происшествий. 27 апреля 1942 года Топп прибыл в Сен-Назер, где его ждала торжественная встреча.


U 552 вернулась на базу в Сен Назер из похода к берегам США. 27 апреля 1942.


Суда, потопленные U-552 в период с 25 марта по 10 апреля 1942 года.


Эрих Топп с Рыцарским Крестом, Дубовыми листьями и Мечами к нему.

Секрет успеха Эриха Топпа



В целом деятельность лодок VII серии в американских водах была весьма успешной. Но результат подобный достижениям Топпа, не смогла повторить ни одна «семерка». Для того, что бы понять, почему успех U 552 так сильно отличается от достижений его коллег командиров лодок VII серии, действовавших вместе с ним, нужно обратить внимание на некоторые моменты их деятельности в американских водах.

Как уже упоминалось, запас топлива «семерок» был гораздо меньше, чем у подводных крейсеров IX серии. По этой причине им приходилось очень жестко экономить топливо, так как его излишний расход по различным причинам мог существенно сократить срок пребывания в операционной зоне. Однако это удавалось сделать не всем. В результате лодка, пробыв несколько дней у берегов США, часто была вынуждена прерывать поход и начинать возвращение на базу с неполностью растраченным боезапасом, исчерпав свой лимит топлива. Помимо этого «семерка» из-за таких проблем с горючим была так же вынуждена резко ограничивать по расстоянию район своего действия и довольствоваться только теми целями, которые в нем встречались. Поэтому, до вступления в строй подводных танкеров, количество потопленных судов в прибрежных водах США у лодок VII серии было не велико, а их основной результат, достигнутый в походе, складывался из трех составляющих:

а) Суда потопленные по пути к берегам Америки
б) Суда потопленные у берегов Америки
в) Суда потопленные во время обратного пути во Францию

«Девятки», не имевшие в этом плане таких проблем, были более результативны, набирая свой основной тоннаж именно у американского побережья. Хотя в течение первых двух месяцев подводные крейсера тоже были ограниченны в своих действиях границами нарезанных им оперативных зон, что впрочем, не помешало им добиться весьма солидных успехов, благодаря своей большей автономности. Однако вскоре Дениц решил отойти от подобной практики, предоставив им больше свободы в действиях. 23 марта 1942 года штаб подводных сил сообщил лодкам Хардегена, Шуха и Лассена, находившимся на тот момент у берегов США, что теперь они могут вести свободную охоту на протяжении всего побережья от Северной Вирджинии до Флориды. Более обширный район действия дал возможность потопить Хардегену и Лассену почти по 40.000 тонн каждому.

Найти подтверждения того, что этот приказ касался и лодок VII серии, не удалось, однако, именно Топп решил отойти от позиционных действий, предпочтя «стоянию на месте» у Уинтер Квортер, свободную охоту на более широком участке побережья. Это не выглядело таким уж большим грехом с учетом тех успехов, которых он достиг, совершая переход от Уинтер-Квортер до мыса Лукаут. Формула успеха U 552 в этом походе достаточно проста. Она сумела сохранить достаточно топлива для подобных действий (на момент 3 апреля Топп имел 75 метрических тонн соляра), в этом имеется несомненная заслуга инженер-механика U 552 и его «циклопов». Имея запасе в лишних 15-20 тонн топлива Эрих Топп не преминул воспользоваться возможностью расширить зону поиска целей, что не могло не сказаться на его результативности и позволило добиться гораздо больших успехов, чем если бы U 552 продолжала свои бесплодные атаки в районе устья Чинкотенгу.

Благодаря этому обстоятельству Топп стал лидером по потопленному тоннажу среди уботов «четвертой волны». Оценивая достижения U 552 за время ее первого и единственного патрулирования у берегов США в сравнении с результативностью других ПЛ, можно сделать определенный вывод о том, что ее действия были не только самыми успешными среди «семерок», оперировавших там, но и одними из самых результативных за все время действий немецких субмарин в этом районе Атлантики. Результат этого похода Топпа уступает только успехам Хардегена во время «Паукеншлага», когда тот потопил 8 судов общим тоннажем 49.421 тонну. В результате U 552 удалось занять второе место по результативности за один поход среди всех немецких лодок, действовавших в районе между полуостровами Новая Шотландия (Канада) и Флорида (США) в период первого полугодия 1942 года.


Пять лучших патрулирований немецкими ПЛ восточного побережья США с января по июнь 1942 года.

«Буйство» немецких подводных лодок у восточного побережья США, начавшееся операцией «Паукеншлаг» 13 января 1942, закончилось практически день в день через три месяца. За эти три с половиной месяца немецкие подводники сумели, пользуясь слабостью ПЛО противника, нанести ощутимый вред вражескому судоходству, не потеряв при этом ни одной лодки в районе боевых действий. Однако, как и рассчитывал Дениц, подобные успешные действия будут возможны, пока американцы не наберут достаточно сил и опыта, чтобы успешно противостоять натиску немецких ПЛ.

Этот день наступил, когда 14 апреля 1942 американский эсминец «Ропер» (DD 147) потопил «семерку» U 85 под командованием обер-лейтенанта Эберхарда Грегера, застигнув ее на мелководье в районе косы Кити Хоук (Северная Каролина). В дальнейшем немцы уже не встречали тех благоприятных условий, в которых им приходилось действовать ранее.


Американский эсминец «Ропер» (DD 147)

U 85 нашла свою гибель всего в нескольких милях от места, где Топп девятью днями раньше отправил на дно танкер «Байрон Д. Бенсон». Случилось собственно то, чего и опасался командующий подводным флотом Германии. Лодка была застигнута эсминцем на мелководье и потоплена, так и не сумев достичь спасительных глубоководных мест. Исходя из этого события, можно с полной уверенностью сказать, что восьмое патрулирование U 552 стало «лебединой песней» для действий немецких лодок у мыса Гаттерас, в ходе которых они достигали весомых результатов, не неся никаких потерь.


Владимир Нагирняк

(статья опубликована в журнале "Флотомастер" №1. 2007)
для оформления статьи использовались материалы сайтов uboat.net, u552.de, uboatarchive.net, nc-wreckdiving.com



Ссылка №15 Это вряд ли соответствует действительности. На U-552 имелась на тот момент всего одна торпеда, которую Топп так удачно использовал, потопив этот танкер. Данных о присутствии в это время на месте атаки «Тамаулипас» другой под-водной лодки не имеется

Die uberwasserpiraten den Unterwasserpiraten Спасибо: 0 
Профиль
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 95 месте в рейтинге
Текстовая версия